Методика определения и гигиеническая оценка запыленности воздухаГигиена и экология / Методика определения и гигиеническая оценка запыленности воздухаСтраница 1
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
запыленности ВОЗДУХА
1. Учебная цель
1.1. Закрепить и дополнить знания студентов о пыли, как факторе окружающей среды и ее влиянии на здоровье человека.
1.2. Овладеть методами исследования и гигиенической оценки запыленности воздуха.
2. Исходные знания и умения
2.1. Знать:
2.1.1. Происхождение, классификации и характеристику бытовой, уличной, промышленной, сельскохозяйственной пыли.
2.1.2. Действие пыли на организм. Заболевания, связанные с запыленностью воздуха.
2.1.3. Классификацию и характеристику методов исследования запыленности воздуха. Критерии гигиенической оценки запыленности воздуха.
2.1.4. Методы и средства охраны воздуха бытовых, общественных, производственных помещений, атмосферного воздуха от запыленности.
2.2. Уметь:
2.2.1. Провести санитарное обследование объекта, определить место, цель и метод отбора проб воздуха на запыленность.
2.2.2. Привести объем воздуха к нормальным условиям по данным температуры и барометрического давления в момент отбора проб.
2.2.3. Взвешивать пробы (фильтры, осадок) на аналитических или торсионных весах.
2.2.4. Проводить измерение размера частиц пыли под микроскопом с помощью окулярного и объективного микрометров.
2.2.5. Оценить результаты измерения запыленности воздуха.
2.2.6. Определять общие и индивидуальные методы и средства профилактики вредного воздействия пыли на организм.
3. Вопросы для самоподготовки
3.1. Источники и гигиеническое значение запыленности воздуха жилых, общественных, производственных помещений и атмосферы.
3.2. Классификация пыли по происхождению, химическому составу, дисперсностью, механизму образования. Аэросуспензии, аэрозоли дезинтеграции, конденсации. Законы их поведения в воздухе (законы Джибса-Стокса).
3.3. Физические и химические свойства пыли, от которых зависит ее вредное воздействие на организм. Анатомическое строение дыхательных путей и физические законы, на которых основывается защита дыхательной системы от неблагоприятного воздействия пыли.
3.4. Пути и механизмы вредного воздействия пыли на организм. Заболевания, связанные с запыленностью воздуха жилых, общественных, производственных помещений.
3.5. Пневмокониозы, их виды, патогенез, профилактика.
3.6. Гигиеническое нормирование запыленности воздуха, как средство профилактики вредного воздействия пыли на организм.
3.7. Классификация и характеристика методов определения запыленности воздуха. Аспирационные и седиментационные методы. Определение дисперсности пыли. Пылевая формула.
3.8. Профилактические мероприятия, направленные на защиту воздуха атмосферы, жилых, общественных и производственных помещений от запыления. Индивидуальные средства защиты от пыли, их характеристика.
4. Задания (задачи) для самоподготовки
4.1. В цехе станкостроительного завода, где производится шлифование деталей, с целью оценки условий работы исследовали воздух на запыленность. С помощью электроаспиратора через фильтр АФА-В-18 протянули воздух со скоростью 10 л в минуту на протяжении 30 минут. Температура воздуха во время отбора составляла 210С, атмосферное давление – 755 мм рт. ст. Начальный вес фильтра 0,0920 г, вес фильтра после отбора пробы – 0,0933 г. Определите концентрацию пыли в воздухе и дайте оценку полученным результатам.
4.2. Для определения дисперсного состава пыли воздуха цеха по изготовлению гранитных памятников и плит использовали окуляр-микрометр микроскопа, цена делений которого составляла 3 мкм. Определение размеров пылинок показало, что 5 пылинок помещалось в одно деление окуляра-микрометра; 10, 20, 4, 18, 21, 13, 9 пылинок помещалось, соответственно, в 1,5; 2; 2,5; 3,5; 4,5; 5,5; 6 делений. Определите размер пылевых частиц, составьте пылевую формулу и дайте прогноз возможному неблагоприятному влиянию на организм рабочих цеха.
5. Структура и содержание занятия
Занятие лабораторное. В начале занятия проводится контроль исходного уровня знаний и подготовки студентов. Путем опроса и необходимых объяснений преподавателя изучаются теоретические и практические вопросы согласно перечню вопросов п.3 и приложению 1, после чего студенты получают индивидуальные задачи и материалы (пробы на запыленность воздуха, отобранные аспирационным и седиментационным методами), определяют концентрацию пыли путем взвешивания проб и с помощью пылемера ВКП-1. Выполняют в лаборатории отбор пробы аспирационным методом.
Смотрите также
Экологическая ниша
Понятие ниши пронизывает все сферы экологии. Если бы термину «экологическая ниша»
не придавали так много самых разных значений, то экологию можно было бы определить
как науку о нишах. Многие аспек ...
Введение
Исследований, непосредственно посвященных популяционной структуре вида и закономерностям
динамики численности рыжей полевки, немного, к тому же все они носят региональный
характер и основываются н ...
Влияние низкотемпературного закаливания на протеолитическую активность и содержание
фотосинтетических пигментов в листьях проростков озимой пшеницы
На проростках озимой пшеницы (Тп11сит aestivum 1.) изучена динамика активности
амидаз, цистеиновых про-теиназ, а также содержания фотосинтетических пигментов при
холодовом (4°С) закаливании. Показ ...