Методика определения и гигиеническая оценка запыленности воздуха
Гигиена и экология / Методика определения и гигиеническая оценка запыленности воздуха
Страница 1

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

запыленности ВОЗДУХА

1. Учебная цель

1.1. Закрепить и дополнить знания студентов о пыли, как факторе окружающей среды и ее влиянии на здоровье человека.

1.2. Овладеть методами исследования и гигиенической оценки запыленности воздуха.

2. Исходные знания и умения

2.1. Знать:

2.1.1. Происхождение, классификации и характеристику бытовой, уличной, промышленной, сельскохозяйственной пыли.

2.1.2. Действие пыли на организм. Заболевания, связанные с запыленностью воздуха.

2.1.3. Классификацию и характеристику методов исследования запыленности воздуха. Критерии гигиенической оценки запыленности воздуха.

2.1.4. Методы и средства охраны воздуха бытовых, общественных, производственных помещений, атмосферного воздуха от запыленности.

2.2. Уметь:

2.2.1. Провести санитарное обследование объекта, определить место, цель и метод отбора проб воздуха на запыленность.

2.2.2. Привести объем воздуха к нормальным условиям по данным температуры и барометрического давления в момент отбора проб.

2.2.3. Взвешивать пробы (фильтры, осадок) на аналитических или торсионных весах.

2.2.4. Проводить измерение размера частиц пыли под микроскопом с помощью окулярного и объективного микрометров.

2.2.5. Оценить результаты измерения запыленности воздуха.

2.2.6. Определять общие и индивидуальные методы и средства профилактики вредного воздействия пыли на организм.

3. Вопросы для самоподготовки

3.1. Источники и гигиеническое значение запыленности воздуха жилых, общественных, производственных помещений и атмосферы.

3.2. Классификация пыли по происхождению, химическому составу, дисперсностью, механизму образования. Аэросуспензии, аэрозоли дезинтеграции, конденсации. Законы их поведения в воздухе (законы Джибса-Стокса).

3.3. Физические и химические свойства пыли, от которых зависит ее вредное воздействие на организм. Анатомическое строение дыхательных путей и физические законы, на которых основывается защита дыхательной системы от неблагоприятного воздействия пыли.

3.4. Пути и механизмы вредного воздействия пыли на организм. Заболевания, связанные с запыленностью воздуха жилых, общественных, производственных помещений.

3.5. Пневмокониозы, их виды, патогенез, профилактика.

3.6. Гигиеническое нормирование запыленности воздуха, как средство профилактики вредного воздействия пыли на организм.

3.7. Классификация и характеристика методов определения запыленности воздуха. Аспирационные и седиментационные методы. Определение дисперсности пыли. Пылевая формула.

3.8. Профилактические мероприятия, направленные на защиту воздуха атмосферы, жилых, общественных и производственных помещений от запыления. Индивидуальные средства защиты от пыли, их характеристика.

4. Задания (задачи) для самоподготовки

4.1. В цехе станкостроительного завода, где производится шлифование деталей, с целью оценки условий работы исследовали воздух на запыленность. С помощью электроаспиратора через фильтр АФА-В-18 протянули воздух со скоростью 10 л в минуту на протяжении 30 минут. Температура воздуха во время отбора составляла 210С, атмосферное давление – 755 мм рт. ст. Начальный вес фильтра 0,0920 г, вес фильтра после отбора пробы – 0,0933 г. Определите концентрацию пыли в воздухе и дайте оценку полученным результатам.

4.2. Для определения дисперсного состава пыли воздуха цеха по изготовлению гранитных памятников и плит использовали окуляр-микрометр микроскопа, цена делений которого составляла 3 мкм. Определение размеров пылинок показало, что 5 пылинок помещалось в одно деление окуляра-микрометра; 10, 20, 4, 18, 21, 13, 9 пылинок помещалось, соответственно, в 1,5; 2; 2,5; 3,5; 4,5; 5,5; 6 делений. Определите размер пылевых частиц, составьте пылевую формулу и дайте прогноз возможному неблагоприятному влиянию на организм рабочих цеха.

5. Структура и содержание занятия

Занятие лабораторное. В начале занятия проводится контроль исходного уровня знаний и подготовки студентов. Путем опроса и необходимых объяснений преподавателя изучаются теоретические и практические вопросы согласно перечню вопросов п.3 и приложению 1, после чего студенты получают индивидуальные задачи и материалы (пробы на запыленность воздуха, отобранные аспирационным и седиментационным методами), определяют концентрацию пыли путем взвешивания проб и с помощью пылемера ВКП-1. Выполняют в лаборатории отбор пробы аспирационным методом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Биогеография
Основная цель экологии состоит в том, чтобы понять те разнообразные факторы, которые влияют на распределение и обилие животных и растений (Andrewartha, Birch, 1954; Krebs, 1972; Mac-Arthur, 1972). ...

Влияние низкотемпературного закаливания на протеолитическую активность и содержание фотосинтетических пигментов в листьях проростков озимой пшеницы
На проростках озимой пшеницы (Тп11сит aestivum 1.) изучена динамика активности амидаз, цистеиновых про-теиназ, а также содержания фотосинтетических пигментов при холодовом (4°С) закаливании. Показ ...

Введение
Исследований, непосредственно посвященных популяционной структуре вида и закономерностям динамики численности рыжей полевки, немного, к тому же все они носят региональный характер и основываются н ...

Разделы