Методика изучения и оценки пищевого статуса человека
Гигиена и экология / Методика изучения и оценки пищевого статуса человека
Страница 1

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ПИЩЕВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА

1. Учебная цель

Овладеть методикой изучения и оценки пищевого статуса человека как средства выявления и профилактики нарушений здоровья алиментарного происхождения.

2. Исходные знания и умения

2.1. Знать:

2.1.1. Принципы и условия рационального питания.

2.1.2. Методы оценки фактического питания различных социально-профессиональных и возрастно-половых групп населения.

2.1.3. Методику изучения и оценки пищевого статуса как комплексного медицинского контроля за питанием организованных коллективов и отдельных личностей.

2.2. Уметь:

2.2.1. Выявлять и оценивать признаки неадекватности питания индивида и однородных за режимом дня и питанием организованных коллективов за сома-тоскопическими, соматометрическими, физиометрическими, клиническими и биохимическими показателями.

2.2.2. Распознавать нарушения здоровья и заболевания алиментарного происхождения.

3. Вопросы для самоподготовки

3.1. Понятия, принципы и условия рационального питания.

3.2. Определение и показатели пищевого статуса организма.

3.3. Показатели энергетической и пластичной адекватности пищевого статуса (массо-ростовой показатель Брока, Кребса, индекс Кетле, толщина кожно-жировой складки и другие).

3.4. Показатели белковой адекватности пищевого статуса организма.

3.5. Показатели жировой, углеводной адекватности пищевого статуса организма. Признаки обеспечения организма непищевыми углеводами.

3.6. Признаки и показатели обеспечения организма макроэлементами, микроэлементами и витаминами.

3.7. Биохимические показатели пищевого статуса организма.

3.8. Методика медицинской оценки пищевого статуса человека.

4. Задание для самоподготовки

4.1. Женщина 35 лет – шеф-повар пищеблока районной больницы. Рост 160 см, масса тела 88 кг, окружность грудной клетки 118 см, окружность поясницы 130 см, окружность таза 168 см, окружность средней части бедра 85 см. Толщина кожно-жировой складки: возле низа лопатки - 3,4 см, на задней части середины плеча - 4,3 см, на боковой поверхности живота - 5,1 см. Со слов повара, она страдает одышкой, старается мало кушать, однако вынуждена часто пробовать продукты, которые она готовит. Физическими упражнениями не занимается (“Я и так целый день на ногах”). Страдает варикозным расширением вен на нижних конечностях.

Рассчитайте массо-ростовые и другие показатели, дайте обоснованную оценку пищевого статуса повара, предложите оздоровительные рекомендации.

4.2. Студентка 2 курса медицинского вуза, 21 год, рост 170 см, масса тела 55 кг, окружность грудной клетки 81 см, окружность таза 97 см, окружность поясницы, окружность средней части бедра 48 см, толщина кожно-жировой складки: возле низа лопатки – 1,3 см, посередине задней поверхности плеча – 1,1 см, боковой поверхности живота – 2,2 см, боковой поверхности грудной клетки – 1,0 см.

При осмотре тела студентки выявлены: бледность и сухость кожи, конъюнктивы, губ, синюшность ногтей, их ложкообразная форма, ломкость, общее исхудание, морщины на лице, ломкость и выпадение волос. Отмечается нарастание слабости, снижение работоспособности, быстрая утомляемость, сонливость, головные боли, ощущения онемения конечностей.

Рассчитайте необходимые показатели, составьте оценку пищевого статуса студентки, предложите ваши рекомендации.

При решении задачи воспользуйтесь приложениями к теме и рекомендованной литературой.

5. Структура и содержание занятия

Занятие лабораторное. На первой половине занятия (на протяжении 45 мин.), после проверки выполнения студентами заданий для самоподготовки путем опроса студентов и объяснений преподавателя рассматриваются теоретические вопросы темы (методы и показатели медицинской оценки пищевого статуса индивида или питанием коллектива с одинаковым режимом дня). На второй половине занятия каждый студент проводит оценку пищевого статуса по комплексу показателей (соматоскопических, соматометрических, физиологических, клинических, биохимических), которые приведены в ситуационных задачах кафедры или определяют их друг на друге.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Влияние окружающей среды на живые организмы
Все  процессы  в  биосфере   взаимосвязаны.   Человечество   -   лишь незначительная часть биосферы,  а  человек  является  л ...

Влияние низкотемпературного закаливания на протеолитическую активность и содержание фотосинтетических пигментов в листьях проростков озимой пшеницы
На проростках озимой пшеницы (Тп11сит aestivum 1.) изучена динамика активности амидаз, цистеиновых про-теиназ, а также содержания фотосинтетических пигментов при холодовом (4°С) закаливании. Показ ...

Аутоэкология
Экологию часто разделяют на аутоэкологию и синэкологию. Эти две науки отличаются предметом и методами. Синэкология является наукой об экосистемах, их структуре и функционировании. Аутоэкология изу ...

Разделы