Организация и проведение санитарного надзора за очисткой, обеззараживанием, дезактивацией воды в полевых условиях при чрезвычайных ситуациях и во время войны
Гигиена и экология / Организация и проведение санитарного надзора за очисткой, обеззараживанием, дезактивацией воды в полевых условиях при чрезвычайных ситуациях и во время войны
Страница 1

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ОЧИСТКОЙ, ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕМ, ДЕЗАКТИВАЦИЕЙ ВОДЫ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

1. Учебная цель

1.1. Ознакомиться с организацией полевого водоснабжения военных и гражданских формирований при чрезвычайных ситуациях, задачами инженерной, химической, медицинской службы по его реализации.

1.2. Освоить методы и средства очистки, обеззараживания, опреснения, дезактивации воды в полевых условиях, при чрезвычайных ситуациях.

1.3. Овладеть методами медицинского контроля за качеством обработки воды в полевых условиях.

2. Исходные знания и умения

2.1. Знать:

2.1.1. Показатели качества питьевой воды, виды обработки воды, методы, средства очистки, обеззараживания, опреснения воды, их особенности при централизованном и децентрализованном водоснабжении.

2.2.2. Методы санитарно-гигиенического контроля за водоснабжением населенных мест при централизованном и децентрализованном вариантах.

2.2. Уметь:

2.2.1. Определять активность препаратов для хлорирования воды, определять дозу хлора для обеззараживания воды за хлорпотребностью.

2.2.2. Обеззараживать воду методом гиперхлорирования; дехлорировать воду физическими и химическими методами (фильтрация через адсорбенты, тиосульфатом натрия).

2.2.3. Оценить эффективность очистки, обеззараживания, опреснения воды.

3. Вопросы для самоподготовки

3.1. Организационные структуры военных и гражданских формирований, предназначенные для полевого водоснабжения личного состава и потерпевшего населения.

3.2. Организация полевого водоснабжения военных и гражданских формирований. Пункты водоснабжения, пункты водоразбора.

3.3. Виды обработки воды в полевых условиях, их характеристика.

3.4. Методы и табельные средства очистки, обеззараживания, опреснения, дезактивации воды в полевых условиях.

3.5. Обязанности медицинской службы по организации и контроле за водоснабжением формирований, лабораторные средства и методы контроля за качеством обработки воды в полевых условиях.

4. Задания (задачи) для самоподготовки

4.1. Рассчитайте, сколько нужно взвесить сухой хлорной извести для обеззараживания воды за хлорпотребностью в резервуаре для воды РДВ-1000, если на титрование 200 мл воды, куда внесено 6 капель 1 % раствора этой извести, израсходовано 2 капли 0,7 % раствора тиосульфата натрия (одна капля его связывает 0,04 мг активного хлора).

4.2. Рассчитайте, сколько нужно взвесить 20 % сухой хлорной извести для обеззараживания воды в резервуаре РДВ-5000 методом перехлорирования (из расчета 15 мг/л активного хлора).

5. Структура и содержание занятия

Занятие лабораторное. После проверки исходных знаний и подготовки к занятию (приложение 1) студент получает индивидуальную задачу, выполняет лабораторные работы по определению содержания активного хлора в хлорной извести, 2/3 основной соли гипохлорита кальция (ДТСГК), в таблетках пантоцид, аквасепт, определяет дозу хлорной извести для обеззараживания воды за хлорпотребностью, обеззараживает воду методом гиперхлорирования, по результатам анализов составляет соответствующие заключения. Анализы выполняются с использованием полевого набора для контроля за коагуляцией и хлорированием воды. Инструкции для выполнения работы прилагаются (приложение 2).

6. Литература

6.1. Основная:

6.1.1.Общая гигиена. Пропедевтика гигиены. /Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиев, В.Г. Бардов и др. – К. 2-е изд. перераб. и доп.: Вища шк., 2000 – С. 345-364 .

6.1.2. Загальна гігієна: пропедевтика гігієни. Підручник. /Є.Г. Гончарук, Ю.І. Кундієв, В.Г. Бардов та ін. За ред. Є.Г. Гончарука. – К.: Вища шк., 1995. – С.127-129.

6.1.3. Беляков В.Д., Жук Е.Г. Военная гигиена и эпидемиология. – М. – 1988. – С. 47-78.

6.1.4. Загальна гігієна. Посібник для практичних занять. /І.І. Даценко, О.Б. Денисюк, С.Л. Долошицький та ін. /за загальною ред. І.І.Даценко – Львів, “Світ” 1992 – С.57-78, 263-267.

6.1.5. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Є., Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. – М. 1983. – С.53-58.

6.2. Дополнительная:

6.2.1. Марзеев А.Н., Жаботинский В.М. Коммунальная гигиена. М. – Медицина. – 1979. – С. 194-219.

6.2.2. Руководство к лабораторным занятиям по коммунальной гигиене. / Под. ред. Е.И. Гончарука. М. – Медицина. – 1990. – С. 97-102.

7. Оснащение занятия

1. Набор для контроля хлорирования и коагуляции воды НХК: три стакана по 200 мл, пробирки, пипетки, фарфоровая ступка с пестиком, цилиндр на 100 мл.

2. Реактивы (в капельницах): 1% раствор хлорной извести (или ДТСГК), соляная кислота 1:2, 5% раствор KI, 1% раствор крахмала, 0,7% раствор тиосульфата натрия, таблетки “Пантоцид”, “Аквасепт”, дистиллированная вода.

3. Колонки с катионитом и анионитом для опреснения и дезактивации воды.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Взаимодействие климата и растительности
Климат — главный фактор, определяющий характер растительности. Растения в свою очередь также в некоторой степени воздействуют на климат. Как климат, так и растительность оказывают решающее влияние ...

Особенности природоохранной деятельности в России.
В нашей стране на первом этапе становления хозяйственного механизма природопользования недостатки административной системы руководства проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. ...

Заключение.
Основным критерием экологической политики вообще является ее действенность. Распространено мнение, что в экологической сфере наиболее действенным является административный подход, то есть подход рас ...

Разделы