Методика гигиенической оценки почвы по данным санитарного обследования земельного участка и результатам лабораторного анализа проб
Гигиена и экология / Методика гигиенической оценки почвы по данным санитарного обследования земельного участка и результатам лабораторного анализа проб
Страница 2

Данные лабораторного исследования:

Физические свойства почвы: физического песка (частиц размером больше 0,01 мм) - 85%, посторонних примесей - до 9%.

Показатели загрязнения экзогенными химическими веществами: ДДТ (сумма изомеров) - 0,05 мг/кг (ПДК - 0,1 мг/кг), гексахлорциклогексан (ГХЦГ) - 0,01 мг/кг (ПДК - 0,1 мг/кг).

Санитарно-химические показатели эпидемической безопасности: азота аммиака – 4,5 мг/100 г, органического азота – 0,6 мг/100 г, нитритов – 0,5 мг/100 г, нитратов – 3,3 мг/100 г, хлоридов – 75 мг/100 г, санитарное число Хлебникова – 0,78.

Санитарно-микробиологические показатели эпидемической безопасности: микробное число – 5 х 105, коли-титр – 0,01, титр анаэробов – 0,001, яйца гельминтов – 7 в 1 кг почы, число личинок и кукол мух – 5 на 0,25 м2.

Составьте обоснованный вывод о санитарном состоянии почвы и дайте рекомендации относительно отвода участка под строительство школы.

При решении ситуационной задачи следует пользоваться нормативами, приведенными в приложениях 3 и 5 и рекомендованной литературе.

5. Структура занятия

Занятие семинарско-лабораторного типа. Первая половина занятия отводится для изучения теоретических вопросов (Приложение 1-6) и обсуждение решения ситуационной задачи. Завершается первая половина занятия демонстрацией оборудования для отбора проб почвы и оборудования, используемого для лабораторного исследования проб почвы (буры, набор сит Кнопа, шютель-аппарат, центрифуга, мембранные фильтры, фильтродержатель Зейтца, воронка Гольдмана), предметные стекла с препаратами яиц геогельминтов. Во второй половине занятия преподаватель знакомит студентов с методикой гигиенической оценки почвы на основании данных санитарного обследования участка и лабораторного анализа пробы почвы (Приложение 7). Образец ситуационной задачи для рассмотрения ее на занятии с активным привлечением студентов приведен в приложении 8.

6. Литература

6.1. Основная:

6.1.1. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г.и др. /Общая гигиена: пропедевтика гигиены/ Под ред. Е.И. Гончарука - К.: Высшая школа, 1995. - С. 129-130; 316-324 (на укр. языке).

6.1.2. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. /Общая гигиена: пропедевтика гигиены/ - К.: Высшая школа, 2000. - С.144-145; 382-391.

6.1.3. Гончарук Е.И., Бардов В.Г., Гаркавый С.И.,. Яворовский О.П и др./Коммунальная гигиена/ Под ред. Е.И. Гончарука - К.: Здоровье, 2006. - С. 332-384.

6.1.4. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. /Гигиена./ - К.: 1983. - С. 86-97, 98-100.

6.1.5. Даценко И.И., Габович Р.Д. /Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии./ - К.: Здоровье, 1999. - С. 220-236 . (на укр. языке).

6.1.6. Даценко И.И., Денисюк О.Б., Долошицький С.Л.и др. /Общая гигиена. Пособие к практическим занятиям./ Под ред. И.И. Даценко - Львов.: “Мир”, 1992. - С. 79-89 (на укр. языке).

6.2 . Дополнительная:

6.2.1. Минх А.А. /Методы гигиенических исследований./ - Г.: Медицина, 1990. - С. 203-215.

6.2.2. Даценко И.И., Габович Р.Д. /Основы общей и тропической гигиены./ - К.: Здоровье, 1995. - С. 176-207 (на укр. языке).

6.2.2. Гончарук Е.И., Габович Р.Д., Гаркавый С.И. и др. /Руководство к лабораторным занятиям по коммунальной гигиене: Учеб. пособие/ Под ред. Е.И. Гончарука - М.: Медицина, 1990. - С. 218, 229-261.

7. Оснащение занятия

1. Принадлежности для отбора проб почвы (совок, бур Некрасова).

2. Сита Кнопа (7 номеров).

3. Мерный цилиндр на 100 мл.

4. Таблицы: - Классификация почвы по механическому составу;

- Показатели санитарного состояния почвы;

- Состояние почвы по “санитарному числу ” Хлебникова.

5. Ситуационные задачи по результатам лабораторного анализа почвы.

Приложение 1

Основные физические свойства и состав почвы

Литосфера (земная кора) – органо-минеральная оболочка планеты Земля, которая распространяется от ее поверхности к магме. Состоит из собственно литосферы, сформированной из магматических пород, разрушенных физическими, физико-химическими и химическими процессами до появления жизни на Земле, и почва.

Почва – поверхностный слой литосферы (толщиной от нескольких миллиметров на скальных породах до 10 км в низинах), сформированный после появления жизни на планете Земля вследствие действия климата, растительности и живых организмов (микроорганизмов и корней высших растений). Почва состоит из поверхностного (0-25 см) пахотного или гумусного слоя, которому присуще плодородие и который обрабатывается при выращивании растений, и собственно почва.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Экономические механизмы охраны природы
Проблема защиты экологии встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредны ...

Дно как биотоп
Люди довольно хорошо представляют себе, как выглядит поверхность суши. Однако о том, как выглядит поверхность 3/4 Земли — морское дно и какие там условия, у подавляющего большинства представления ...

Экологическая ниша
Понятие ниши пронизывает все сферы экологии. Если бы термину «экологическая ниша» не придавали так много самых разных значений, то экологию можно было бы определить как науку о нишах. Многие аспек ...

Разделы