Методика расследования случаев пищевых отравлений
Гигиена и экология / Методика расследования случаев пищевых отравлений
Страница 1

МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ СЛУЧАЕВ ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ

1. Учебная цель

Овладеть знаниями о пищевых отравлениях, их этиологии, клинике, методах расследования, общей и специфической профилактике.

2. Исходные знания и умения

2.1. З н а т ь:

2.1.1. Определение понятия “пищевые отравления”, их классификацию.

2.1.2. Этиопатогенез, клинику и профилактику пищевых отравлений.

2.2. У м е т ь:

2.2.1. Определить вид пищевого отравления, обеспечить медицинскую помощь пострадавшим.

2.2.2. Организовать и провести расследование и определить причину (пищевой продукт или блюдо) пищевого отравления.

2.2.3. Организовать профилактические мероприятия по ликвидации причин пищевого отравления и их предупреждению (предотвращению).

3. Вопросы для самоподготовки

3.1. Пищевые отравления, определение и классификация.

3.2. Пищевые токсикоинфекции: определение, этиология, диагностика, клиника, принципы профилактики.

3.3. Бактериальные токсикозы: ботулизм, стафилококковый токсикоз, их этиология, диагностика, клиника, профилактика.

3.4. Микотоксикозы, их этиология, диагностика, клиника, профилактика.

3.5. Пищевые отравления немикробной природы:

- продуктами, токсичными по своей природе;

- продуктами, которые приобрели ядовитые свойства при нарушении условий хранения;

- продуктами, загрязненными токсическими веществами (ксенобиотиками) – тяжелыми металлами, пестицидами и другими.

3.6. Пищевые отравления неустановленной этиологии (гафская болезни и другие, гипотезы их возникновения, особенности клиники.

3.7. Методика расследования причин пищевых отравлений, участие и обязанности медиков – санитарных врачей и клиницистов. Документы, которые оформляются в процессе и при завершении расследования пищевого отравления.

3.8. Инструктивно-методические и законодательные документы, которые используются при расследовании пищевых отравлений и их профилактике.

3.9. Профилактические мероприятия по ликвидации и предотвращению пищевых отравлений

4. Задание для самоподготовки

4.1. В лагере отдыха в конце дня из 40 отдыхающих детей заболело 25 человек с жалобами на головную боль, боль в горле, урчание в животе. Часть из них (9 лиц) жаловались на тошноту, рвоту, периодические боли в животе, понос. При осмотре выявлена гиперемия слизистой глаз, зева, температура тела 38-38,5 °С, при пальпации живота – ощущение боли.

При опросе детей установлено, что на завтрак они ели овсяную кашу с сосиской и чай; на обед – борщ, мясные котлеты с картофелем, компот. Санитарное состояние пищеблока удовлетворительное. Его персонал своевременно прошел медицинское обследование. Но одна из поваров отсутствовала в течение недели (“прихворнула”), вернулась на работу два дня назад.

Определите предварительный диагноз и подозреваемый продукт или блюдо. Укажите, какие первоочередные меры следует предпринять и какие документы необходимо оформить.

4.2. Одновременно заболели все 5 членов семьи, в том числе 2 детей. Врач скорой помощи выявил жалобы на одышку, боли в сердце и животе, слабость зрения (“туман в глазах”), удвоение изображений, косоглазие, нистагм, затруднение при глотании и речи, общую слабость. Температура тела не повышена. Члены семьи ели: на завтрак – яичницу, чай; на обед – борщ со свининой, жареный картофель с сардельками и маринованными грибами, компот.

Определите предварительный диагноз и подозреваемый продукт или блюдо. Укажите, какие первоочередные меры следует предпринять и какие документы необходимо оформить в первую очередь и в дальнейшем.

5. Структура и содержание занятия

Занятие лабораторное. После проверки выполнения студентами заданий для самоподготовки путем опроса студентов и объяснений преподавателя обсуждаются теоретические вопросы темы, рассматриваются порядок расследования пищевых отравлений, инструктивно-методические и законодательные документы, которые при этом используются, и документы, которые оформляются в процессе и по окончании этого расследования (45 мин.).

На второй половине занятия каждый студент (или пара студентов) рассматривают одну из разработанных кафедрой ситуационных задач о случаях пищевых отравлений, заполняют необходимые документы (согласно приложениям), делают выводы и предлагают профилактические рекомендации.

Работу оформляют протоколом.

6. Рекомендованная литература

6.1. Основная:

6.1.1. Загальна гігієна. Пропедевтика гігієни. /Є.Г.Гончарук, Ю.І.Кундієв, В.Г.Бардов та ін. / За ред. Є.Г.Гончарука. – К.: Вища школа, 1995. – С.434-458.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Структура сообщества
За исключением краткого рассмотрения биомов в гл. 3, до сих пор мы касались только экологии особей и популяций. В этой главе речь пойдет об экологии сообществ. Подобно тому как популяции обладают ...

Морфофункциональные особенности лейкоцитов млекопитающих, разводимых в неволе в условиях европейского севера
Представлены данные о морфофункциональных особенностях лейкоцитов крови различных видов животных из отряда Carnivora— норок, песцов, лисиц и енотовидных собак, разводимых в неволе в условиях Карел ...

Экологическая ниша
Понятие ниши пронизывает все сферы экологии. Если бы термину «экологическая ниша» не придавали так много самых разных значений, то экологию можно было бы определить как науку о нишах. Многие аспек ...

Разделы