Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных группГигиена и экология / Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных группСтраница 9
Оптимальные дни для работы в кружке это понедельник, вторник, среда и четверг. В субботу и воскресенье занятия в кружках с полной нагрузкой следует проводить лишь в течение 1-3 четвертей, а на протяжении 4 четверти снижать как умственную, так и физическую нагрузку. Такой день недели, как пятница (вследствие низкой трудоспособности учеников и выраженной усталости их организма) неэффективный для внеурочной работы и может быть выходным днем в работе учреждения или использоваться для проведения разнообразных экскурсионных и других массовых мероприятий.
Занятие во внешкольных учраждениях обязательно должны проводиться с организованными перерывами продолжительностью не менее чем 10-12 минут после каждых 30-35 минут (для учеников младшего школьного возраста) и 45 минут (для учеников среднего и старшего школьного возраста). Характер организации деятельности учеников во время перерывов зависит от характера деятельности в кружке. Для кружков с незначительными (радиотехнические, шахматные, кроя и шитья и т.п.) и средними (авиамодельные, судомодельные и прочие) мышечными нагрузками целесообразным есть активный отдых в виде подвижных игр на свежем воздухе, для кружков с большими (хореографические, бального танца, баскетбольные секции, секции настольного тениса и др.) и значительными (секции спортивной и художественной гимнастики, акробатики, легкой атлетики и др.) мышечными нагрузками – отдых в состоянии покоя, сидя.
Оптимальной вместимостью кружков внешкольных учреждений следует считать группы, которые насчитывают не более, чем 20 школьников. Обязательным элементом формирования групп для занятий во внешкольных учреждениях является социометрическая методика изучения взаимоотношений учеников, во время проведения которой школьникам предлагается выбрать соответственно в первую, вторую и третью очередь лиц, которых они хотели бы иметь своими соседями по рабочему месту, комнатам или квартирам. Результаты записываются в специальные карточки и на их основе составляют социограмму группы, которая представляет собой схематическое изображение характера взаимоотношений в коллективе и позволяет определить учеников как с хорошими взаимоотношениями так и школьников с антипатией один к другому.
К важнейшим психофизиологическим социально–значимым характеристикам детей и подростков, которые определяют степень согласования основных показателей функционального состояния организма и параметров среды во внешкольных учреждениях относят показатели состояния здоровья, индивидуально–типологические и биоритмологические особенностиi учеников. Учет каждой из них разрешает повысить эффективность и качество внешкольного образования и воспитания, разработать научно-обоснованные подходы к решению проблемы рациональной организации внеурочной деяльности школьников.
К числу основных гигиенических принципов оптимизации свободного времени учеников следует отнести:
— учет психофизиологических особенностей организма, прежде всего процессов формирования и развития психофизиологических функций в подростковом возрасте;
— учет состояния здоровья, особенностей личности и хронобиологических характеристик организма;
— повышение двигательной активности в свободное время к оптимальным гигиенически обоснованным величинам;
— наличие концептуальной модели эффективного использования свободного времени (внедрение оптимального двигательного режима; использование традиционных и нетрадиционных форм физического воспитания; применение средств психофизиологического влияния на организм школьников; проведение самостоятельных тренировочных занятий в свободное время) и адекватных методов целенаправленного влияния на процессы развития личности во время выполнения внеурочной деятельности (психофизическая тренировка; психотехнические игры; элементы традиционных форм физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовки; упражнения нетрадиционных форм физического воспитания, в частности упражнения, которые улучшают мозговое кровообращение, зрительная, изометрическая и несимметричная гимнастика).
Смотрите также
Взаимодействие климата и растительности
Климат — главный фактор, определяющий характер растительности. Растения в свою
очередь также в некоторой степени воздействуют на климат. Как климат, так и растительность
оказывают решающее влияние ...
Влияние низкотемпературного закаливания на протеолитическую активность и содержание
фотосинтетических пигментов в листьях проростков озимой пшеницы
На проростках озимой пшеницы (Тп11сит aestivum 1.) изучена динамика активности
амидаз, цистеиновых про-теиназ, а также содержания фотосинтетических пигментов при
холодовом (4°С) закаливании. Показ ...
Морфофункциональные особенности лейкоцитов млекопитающих, разводимых в неволе
в условиях европейского севера
Представлены данные о морфофункциональных особенностях лейкоцитов крови различных
видов животных из отряда Carnivora— норок, песцов, лисиц и енотовидных собак, разводимых
в неволе в условиях Карел ...