Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных групп
Гигиена и экология / Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных групп
Страница 8

Гигиеническая оценка организации урока предусматривает исследование условий его проведения, особенностей представления учебного материала, методики и наглядности преподавания, степени развития усталости учеников в ходе учебного процесса, проведение хронометражных наблюдений за продолжительностью основных структурных элементов урока (организационная часть, проверка домашних заданий, основная часть, закрепление нового материала, заключительная часть).

Гигиеническая оценка учебных пособий и школьных учебников предусматривает проведение санитарной экспертизы полиграфического оформления пособий и учебников и, прежде всего, определение общих сведений об учебном пособии или учебнике (автор, название, место и год издания, назначение), характеристик бумаги (цвет, особенности поверхностей,), шрифта (гарнитура, высота основных штрихов, толщина, расстояние между штрихами), набора (расстояние между буквами и словами (апрош) и строками (интерлиньяж), длина строки, ширина полей, однотипность шрифта, наличие петита и курсива, плотность набора), печати (четкость, интенсивность, равномерность, особенности типографской краски), внешнего оформления (масса, габариты, формат, брошюрование, оправление) и проведение лабораторных исследований (содержание дерева в бумаге, микробное загрязнение учебника и т.п.).

Приложение 4

УЧЕБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по методике гигиенической оценки организации внешкольной деятельности

и свободного времени учеников

К основным типам внешкольных учреждений относят многопрофильные (центры и дворцы детей и юношества, центры и дворцы детского и юношеского творчества и т.п.), специализированные (центры научно-технического творчества, эколого-натуралистические центры, центры туризма и краеведения и прочие) и оздоровительные (профильные, городские и загородные лагеря труда и отдыха и т.п.) внешкольные учреждения.

Главной целью деятельности этих учреждений является обеспечение потребностей ребенка в творческой самореализации, и, таким образом, получение дополнительных знаний, умений и навыков по интересом и за выбором. Поэтому основная форма их работы это кружки или секции технической, художественно-прикладной или спортивной направленности.

Среди главных принципов расположения сети внешкольных учреждений следует отметить принцип ступенчатости, который предусматривает обеспечение условий для организации внешкольных занятий и досуг за счет кружковой деятельности в общеобразовательных учреждениях и дворовых клубах (1 степень), в дворцах и домах детей и юношества (2 степень), в специализированных познавательных учреждениях, в частности в юношеских спортивных, музыкальных и художественных школах и центрах научно-технического творчества (3 степень).

Территория земельного участка типовых внешкольных учреждений должна предусматривать наличие таких зон: спортивной (площадь – 0,7-1,1 га), учебно-исследовательской (0,15-0,4 га), хозяйственной (0,05-0,1 га), зеленых насаждений (не менее, чем 50% от общей территории земельного участка) и отдыха и аттракционов (0,15-0,5 га).

Основным критерием выбора здания внешкольного учреждения является одноразовая вместимость, исходя из числа детей, которые занимаются в нем на протяжении одного дня в одну смену. Максимальная этажность здания не должна превышать трех этажей.

Среди основных групп помещений внешкольных учреждений следует отметить помещения для кружков, спортивный блок, помещение для массово-методической работы, административно–хозяйственные помещения и блок обслуживания. Главное правило размещения кружков: одна учебная группа – одно помещение.

Оптимальной ориентацией учебных помещений следует считать юго-восточную, южную, допустимой – восточную или юго-западную. Освещенность рабочих мест в кабинетах внешкольных учреждений должна быть в пределах 300–350 лк, в спортивных залах – 200 лк, в изостудиях, кабинетах кроя и шитья – 400 лк. Оптимальная температура помещений – 18-22°С, относительная влажность воздуха – 40-60%, скорость движения воздуха – 0,1-0,2 м/с.

Комплексный анализ психофизиологического состояния и трудоспособности школьников позволяет рекомендовать как наиболее целесообразное светло-оранжевое окрашивание стен, которое изменяет обычную для школьников обстановку на более яркую, колоритную и возбуждающую и, таким образом, оказывает содействие повышению эффективности проведения внеурочных занятий.

Режим работы внешкольных учреждений должен учитывать данные относительно распределения бюджета времени современных учеников и особенности учебной деятельности в школе. Социологические и гигиенические исследования считают научно-обоснованной такую продолжительность свободного времени: среди школьников 10-13 лет – 3,5-4 часа на день, среди школьников 14-16 лет – 3-3,5 часа, по выходным дням и дни отдыха – 8-9 часов. При работе школ в одну смену ученики посещают внешкольные учреждения в две смены с 15°° до 20°° часов. Если школы работают в две смены – внешкольные занятия проводятся в 4 смены – с 9°° до 20°° часов.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Экономические методы охраны окружающей среды и особенности их использования в России
Проблема защиты экологии встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредны ...

Влияние окружающей среды на живые организмы
Все  процессы  в  биосфере   взаимосвязаны.   Человечество   -   лишь незначительная часть биосферы,  а  человек  является  л ...

Экономические механизмы охраны природы
Проблема защиты экологии встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредны ...

Разделы