Расчетные методы оценки радиационной опасности и параметров защиты от внешнего облучения
Гигиена и экология / Расчетные методы оценки радиационной опасности и параметров защиты от внешнего облучения
Страница 1

РАСЧЕТНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ И ПАРАМЕТРОВ ЗАЩИТЫ ОТ ВНЕШНЕГО ОБЛУЧЕНИЯ

1. Учебная цель

Овладеть расчетными методами оценки радиационной опасности и параметров защиты от внешнего облучения при работе с источниками β-, γ- и рентгеновского излучения.

2. Исходные знания и умения

2.1.Знать:

2.1.1. Физические основы радиации.

2.1.2. Действие ионизирующих излучений на живые организмы.

2.1.3. Методы противорадиационной защиты, основанные на физических законах послабления ионизирующих излучений.

2.1.4. Основы законодательства по радиационной гигиене.

2.2.Уметь:

2.2.1. Выполнять математические расчеты, пользоваться при расчетах микрокалькуляторами или персональными компьютерами.

2.2.2. Пользоваться справочно-нормативными материалами.

3. Вопросы для самоподготовки

3.1. Качественные и количественные характеристики радионуклидов (виды ядерных преобразований и виды излучений, которые их сопровождают, период полураспада, активность, γ-эквивалент, единицы измерения).

3.2. Основные качественные и количественные характеристики ионизирующих излучений (их вид, энергия, проникающая способность, ионизирующая способность, поглощенная доза, поглощенная в воздухе доза, плотность потока частиц, эквивалентная доза, эффективная доза, мощность поглощенной в воздухе дозы, единицы измерения).

3.3. Виды радиационного влияния (внешнего и внутреннего облучения) на организм; условия, от которых они зависят. Закрытые и открытые источники ядерных излучений.

3.4. Лимит доз внешнего и внутреннего облучения. НРБУ-97.

3.5. Методы и средства защиты от внешнего и внутреннего облучения санитарно-гигиенического характера, их организационные и технические решения.

3.6. Методы защиты от внешнего облучения, основанные на физических законах его ослабления (защита количеством, временем, расстоянием, экранированием), их законодательные и оранизационно-технические основы.

3.7. Принципы, положенные в основу выбора материала и расчета толщины

защитных экранов от β-, γ- и рентгеновского излучения.

3.8. Значение расчетных методов оценки радиационной опасности и параметров защиты от внешнего облучения в комплексе мероприятий из противорадиационной защиты персонала.

4. Задания для самоподготовки

4.1. Объясните, как изменится доза облучения при увеличении активности источника в 2, 4, 8 раз; продолжительности работы в 2, 4, 8 раз; расстояния в 2, 4, 8 раз.

4.2. Объясните, как в условиях радиологического отделения больницы реализуется защита количеством, временем, расстоянием (законодательно и организационно-технически).

4.3. Перечислите, какие материалы могут быть использованы для изготовления экранов, которые обеспечивают защиту от разных видов излучения (β-, γ- и рентгеновского).

4.4. В виде открытого источника излучения работники отделения радионуклидной диагностики планируют использовать итрий-90, который является источником β-излучения (период полураспада ‑ 2,7 суток, максимальная энергия β-излучения ‑ 2,26 МэВ). Активность на рабочем месте – 10 кБк, продолжительность работы – 2 часа в сутки. Дайте характеристику радиационной опасности при работе с этим радионуклидом. Сделайте предложения по организации противорадиационной защиты, рассчитайте необходимую толщину защитного экрана из органического стекла.

5. Структура и содержание занятия

Занятие лабораторное. Пользуясь расчетными методами определения уровня внешнего облучения и параметров противорадиационной защиты, студенты самостоятельно решают ситуационные задачи по гигиенической оценке условий труда персонала, работающего с радионуклидами, и формулируют соответствующие заключения и рекомендации. При необходимости консультируются у преподавателя. Ситуационные задачи приведены в приложении 3*. Необходимые для их решения учебные инструкции и нормативно-справочные материалы приведены в приложениях 1, 2, 3. Задачи решают, как контрольную работу, на отдельных листах с последующей проверкой преподавателем с выставлением оценки или в протокольной тетради, как обычная самостоятельная работа.

6. Литература

6.1. Основная:

6.1.1. Загальна гігієна. Пропедевтика гігієни. /Є.Г.Гончарук, Ю.І.Кундієв, В.Г.Бардов та ін. / За ред. Є.Г.Гончарука – К.: Вища школа, 1995. – С.254-270.

6.1.2. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены. /Е.И.Гончарук, Ю.И.Кундиев, В.Г.Бардов и др. / – К.: Вища школа, 2000. – С.307-333.

6.1.3. Кириллов В.Ф., Книжников В.А., Коренков И.П. Радиационная гигие-на. – М.: Медицина, 1988. – С.136-176.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Влияние окружающей среды на живые организмы
Все  процессы  в  биосфере   взаимосвязаны.   Человечество   -   лишь незначительная часть биосферы,  а  человек  является  л ...

Заключение.
Основным критерием экологической политики вообще является ее действенность. Распространено мнение, что в экологической сфере наиболее действенным является административный подход, то есть подход рас ...

Экологическая ниша
Понятие ниши пронизывает все сферы экологии. Если бы термину «экологическая ниша» не придавали так много самых разных значений, то экологию можно было бы определить как науку о нишах. Многие аспек ...

Разделы