Методика определения и гигиеническая оценка температурно-влажностного режима помещений
Гигиена и экология / Методика определения и гигиеническая оценка температурно-влажностного режима помещений
Страница 1

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

ТЕМПЕРАТУРНО-ВЛАЖНОСТНОГО РЕЖИМА ПОМЕЩЕНИЙ

1. Учебная цель

1.1. Обосновать гигиеническое значение микроклимата помещений разного назначения (жилых, общественных, производственных) и овладеть методикой измерения и гигиенической оценки его параметров: температуры воздуха, радиационной температуры, относительной влажности воздуха, скорости движения воздуха.

2. Исходные знания и навыки

2.1. Знать:

2.1.1. Определение понятия «микроклимат» и факторы, которые его формируют.

2.1.2. Основы физиологии теплообмена и терморегуляции организма, их зависимость от микроклиматического режима помещений: физиологические реакции организма в условиях комфортного и дискомфортного (нагревающего, охлаждающего) микроклимата.

2.2. Уметь:

2.2.1. Измерять температуру воздуха, радиационную температуру, показатели влажности воздуха в помещениях и оценивать температурно-влажностный режим различных помещений (жилых, общественных, производственных).

3. Вопрос для самоподготовки

3.1. Понятие “микроклимат” и факторы, которые его формируют.

3.2.Физиологические механизмы теплообмена и терморегуляции как факторы теплового баланса теплокровных организмов: теплопродукция и теплоотдача. Пути теплоотдачи: при дыхании, через кожный покров, с выделениями.

3.3.Химические механизмы теплопродукции (цикл Кребса и прочие) и физические механизмы теплоотдачи: радиация (тепловое излучение), теплопроводность (конвекция и кондукция), испарение. Количество тепла (в процентах), что выделяется из организма каждым из этих процессов в комфортных условиях.

3.4. Законы, которые объясняют физические механизмы теплоотдачи (закон Стефана-Больцмана, основной закон термодинамики, скрытая теплота парообразования).

3.5. Физиологические изменения в механизмах терморегуляции при нагревающем и охлаждающем микроклимате.

3.6. Показатели влажности воздуха: абсолютная, максимальная, относительная влажность, физиологическая влажность, дефицит насыщения, физиологический дефицит насыщения, точка росы, их гигиеническое значение.

3.7. Приборы для измерения температуры воздуха, радиационной температуры; показателей влажности воздуха и правила работы с ними.

4. Задачи для самоподготовки

4.1. Средняя температура воздуха в больничной палате 18,5оС, на высоте 1,5 м - 22оС, на высоте 0,2 м - 16оС, возле внутренней стены - 21оС, возле внешней - 15оС. Суточные колебания температуры, за показателями термографа, находятся в интервале 23оС – 18оС. Дайте гигиеничную оценку температурному режиму палаты.

4.2. Укажите норму относительной влажности воздуха в жилых помещениях для теплого периода года? Варианты ответов:

1. 20-40%;

2. 20-50%;

3. 30-60%;

4. 35-70%;

5. 40-80%;

4.3. Показание сухого термометра психрометра Ассмана - 22оС, влажного - 14оС. Атмосферное давление – 745 мм рт. ст. Рассчитайте абсолютную, максимальную, относительную влажность воздуха, дефицит насыщения, физиологический дефицит насыщения, найдите точку росы.

5. Структура и содержание занятия

Занятие лабораторное. Путем опроса студентов и пояснений преподавателя изучаются теоретические вопросы темы.

Самостоятельная работа студентов включает: измерение температуры воздуха в указанных точках помещения (согласно схеме приложения 1), радиационной температуры (приложение 2) и показателей влажности воздуха (приложение 3). Результаты измерений заносят в протокол, сравнивают с приведенными в приложениях гигиеническими нормативами и дают гигиеническую оценку. Формулируют вывод о температурно-влажностном режиме помещения и дают рекомендации по его оптимизации.

6. Литература

6.1. Основная:

6.1.1. Загальна гігієна. Пропедевтика гігієни. /Є.Г.Гончарук, Ю.І.Кундієв, В.Г.Бардов та ін./ За ред. Є.Г.Гончарука.- К.: Вища школа, 1995.-С. 118-137.

6.1.2. Общая гигиена. Пропедевитика гигиены. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. – К.: Вища школа, 2000. – С. 217-237.

6.1.3. Загальна гігієна. Посібник для практичних занять. /І.І.Даценко, О.Б.Денисюк, С.Л.Долошицький /За ред. І.І.Даценко. –Львів: Світ, 1992. – С. 13-17.

6.1.4. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена. – К.: Вища школа, 1983. – С. 36-40, 121-123, 203-207, 270-, 284-285.

6.1.5. Минх А.А. Методы гигиенических исследований. – М.: Медицина, 1971. – С. 11-18.

6.1.6. Лекция.

6.2. Дополнительная:

6.2.1. Даценко І.І. Габович Р.Д. Основи загальної і тропічної гігієни. – К.: Здоров’я, 1995. – С. 22-31, 296-297.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Экологическая ниша
Понятие ниши пронизывает все сферы экологии. Если бы термину «экологическая ниша» не придавали так много самых разных значений, то экологию можно было бы определить как науку о нишах. Многие аспек ...

Морфофункциональные особенности лейкоцитов млекопитающих, разводимых в неволе в условиях европейского севера
Представлены данные о морфофункциональных особенностях лейкоцитов крови различных видов животных из отряда Carnivora— норок, песцов, лисиц и енотовидных собак, разводимых в неволе в условиях Карел ...

Аутоэкология
Экологию часто разделяют на аутоэкологию и синэкологию. Эти две науки отличаются предметом и методами. Синэкология является наукой об экосистемах, их структуре и функционировании. Аутоэкология изу ...

Разделы