Особенности питания людей разных возрастных групп, профессий, спортсменов, больных в стационарах, оздоровительных учреждениях (семинар)Гигиена и экология / Особенности питания людей разных возрастных групп, профессий, спортсменов, больных в стационарах, оздоровительных учреждениях (семинар)Страница 1
ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП, ПРОФЕССИЙ, СПОРТСМЕНОВ, БОЛЬНЫХ В СТАЦИОНАРАХ,
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ(СЕМИНАР)
1. Учебная цель
Расширить знания студентов об особенностях питания разных возрастных и профессиональных групп населения, спортсменов, беременных и кормящих женщин.
2. Исходные знания и навыки
2.1. Знать:
2.1.1. Физиологические особенности обмена веществ у детей и подростков, лиц старших возрастных групп и состояние их здоровья.
2.1.2. Особенности питания лиц умственного, физического труда, спортсменов, беременных и кормящих женщин.
2.2. Уметь:
2.2.1. Проводить медицинский надзор за питанием разных групп населения с учетом их физиологических и возрастных особенностей, физических и психоэмоциональных нагрузок.
2.2.2. Проводить профилактические мероприятия по оптимизации питания перечисленных групп населения в соответствии с “Нормами физиологических потребностей населения Украины в основных пищевых веществах и энергии” № 272-99.
3. Вопросы для самоподготовки
3.1. Физиологические особенности обмена веществ у детей и подростков разного возраста и медико-биологические требования к их питанию.
3.2. Особенности требований к питанию людей зрелого и преклонного возраста, их научное обоснование.
3.3. Принципы питания работников умственного и операторского труда с большой психоэмоциональной нагрузкой.
3.4. Принципы питания рабочих физического труда и спортсменов.
3.5. Методы медицинского контроля за питанием разных по возрасту и трудовой деятельности групп населения.
3.6. Принципы диетического питания людей при разных нозологических формах заболеваний и в период их реабилитации.
3.7. Организационные и гигиенические особенности питания больных в стационарах больниц.
3.8. Медицинский надзор за питанием организованныхколлективов, пациентов в оздоровительных учреждениях.
4. Задания для самоподготовки
4.1. В суточном рационе 6-летних детей в детском садике содержится белков 65 г, в том числе животных 35 г, жиров – 55 г, в том числе животных 40 г, углеводов 300 г, витаминов: А – 1 мг, В1 – 0,8 мг, В2 – 1,5 мг, С – 40 мг, РР – 15 мг, Д – 500 международных единиц, минеральных солей: Са – 700 мг, фосфора – 1200 мг, железа 10 мг.
Средняя масса тела детей этого возраста (мальчиков) 20 кг, суточные энергозатраты 1700 ккал. На основании содержания в рационе белков, жиров, углеводов рассчитайте энергетическую ценность суточного рациона детей, а на основании энергозатрат определите их потребность в пищевых веществах. Дайте оценку питания детей детского садика.
4.2. Женщина 70 лет проходит курс лечения в стационаре по поводу ишемической болезни сердца. Суточные энергозатраты (лежание, сидение, посещение санитарного узла) составляют 1880 ккал.
В больничном рационе белков 60 г, жиров 75 г, углеводов 470 г.
Рассчитайте на основании энерготрат потребность больной в пищевых веществах и калорийность суточного рациона. Дайте оценку питанию больной, с учетом “Норм физиологических потребностей населения в основных пищевых веществах и энергии” (№ 272-99) для лиц такого возраста и с учетом ее заболевания (см. приложение № 2).
5. Структура и содержание занятия
Занятие семинарское. После проверки заданий для самоподготовки путем опроса студентов и пояснений преподавателя рассматриваются теоретические вопросы по научному обоснованию физиологических норм питания разных возрастных групп населения (детей разного возраста, лиц зрелого и преклонного возраста), разных профессиональных групп (умственного, операторского, физического труда), а также основы диетического питания больных разных нозологических групп в периоды лечения и реабилитации (60 мин.). При обсуждении этих вопросов детально рассматриваются “Нормы физиологических потребностей населения Украины в основных пищевых веществах и энергии” (Приказ МЗ Украины № 272 от 18.11.1999 г.) и больничные нормы питания (диетические столы). С целью закрепления знаний, полученных при рассмотрении теоретических вопросов темы, рассматривается ситуационная задача о питании одной из групп населения (например, спортсменов, подростков или больных), подготовленная кафедрой, обсуждаются и формулируются выводы и рекомендации относительно оптимизации питания такой группы.
6. Рекомендованная литература
6.1. Основная:
6.1.1. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены /Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиев, В.Г. Бардов и др./ Под ред. Е.И. Гончарука. – К.: Высшая школа, 1995. – С. 434-458.
6.1.2. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены / Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиев, В.Г. Бардов и др. – К.: Высшая школа, 2000. – С. 512-538.
6.1.3. Даценко И.И., Габович Р.Д. Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии. – К.: Здоровье, 1999. – С. 313-353.
Смотрите также
Биогеография
Основная цель экологии состоит в том, чтобы понять те разнообразные факторы,
которые влияют на распределение и обилие животных и растений (Andrewartha, Birch,
1954; Krebs, 1972; Mac-Arthur, 1972). ...
Экономические механизмы охраны природы
Проблема защиты экологии встала перед
человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал
себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредны ...
Взаимодействие климата и растительности
Климат — главный фактор, определяющий характер растительности. Растения в свою
очередь также в некоторой степени воздействуют на климат. Как климат, так и растительность
оказывают решающее влияние ...