Методы оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков
Гигиена и экология / Методы оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков
Страница 5

Распределение детей по группам здоровья позволяет выявить лиц, которые имеют факторы риска в отношении развития патологических нарушений, детей с начальными формами заболеваний, функциональными отклонениями и разработать, на этом основании, комплекс мероприятий по вопросам охраны и укрепления их здоровья, профилактики возникновения хронических заболеваний.

В первую очередь, это касается детей и подростков, которые относятся ко второй группе здоровья (дети - реконвалесценты, а также дети, которые часто и продолжительно болеют, с общей задержкой и дисгармоничным физическим развитием как за счет избыточной массы тела, так и за счет ее дефицита без эндокринной патологии, с нарушениями осанки, плоскостопием, с функциональными сдвигами со стороны сердечно-сосудистой системы, миопией, кариесом, гипертрофией небных миндалин II степени, аллергическими реакциями, увеличением щитовидной железы I и II степени, астеническим синдромом и др.).

О степени сопротивляемости (резистентности) организма судят по количеству заболеваний с временной потерей трудоспособности и обострений хронических болезней на протяжении текущего и предыдущего года, а также по показателям состояния неспецифической резистентности (содержанию Х–хроматина и гетерохроматина в слизистом эпителии щеки, гликогена в нейтрофилах, активности щелочной и кислой фосфатаз в нейтрофилах, дегидрогеназы и сукцинатдегидрогеназы в лимфоцитах, лизоцима и лактатдегидрогеназы в слюне, степени бактерицидности кожи и другие).

Оценка функционального состояния организма проводится с использованием клинических методов, а также с помощью специальных функциональных проб (ортостатическая проба, проба Мартине–Кушелевского, проба Летунова, степ-тест (РWС170) и другие).

Среди факторов, которые формируют здоровье и оказывают наиболее существенное влияние на процессы развития растущего организма, выделяют благоприятные (или оздоровительные) и неблагоприятные (или факторы риска).

К числу благоприятных факторов относят:

1. Рациональный режим суточной деятельности.

2. Адекватное и сбалансированное питание.

3. Соответствие окружающей среды гигиеническим требованиям.

4. Оптимальный двигательный режим.

5. Закаливание.

6. Наличие гигиенических привычек и здоровый образ жизни.

К числу неблагоприятных факторов относятся:

1. Нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса.

2. Недостатки в организации питания.

3. Нарушение гигиенических требований к условиям игровой, учебной и трудовой деятельности.

4. Недостаточная или избыточная двигательная активность.

5. Неблагоприятный психологический климат в семье и в коллективе.

6. Отсутствие гигиенических привычек, наличие вредных привычек.

Рис. 38.2. Система управления состоянием здоровья детских и подростковых коллективов

Определение комплекса благоприятных и неблагоприятных факторов, которые влияют на здоровье учеников, дает основание разработать, научно обосновать и внедрть систему (концепцию) управления состоянием здоровья детей и подростков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Введение
Исследований, непосредственно посвященных популяционной структуре вида и закономерностям динамики численности рыжей полевки, немного, к тому же все они носят региональный характер и основываются н ...

Экологическая ниша
Понятие ниши пронизывает все сферы экологии. Если бы термину «экологическая ниша» не придавали так много самых разных значений, то экологию можно было бы определить как науку о нишах. Многие аспек ...

Аутоэкология
Экологию часто разделяют на аутоэкологию и синэкологию. Эти две науки отличаются предметом и методами. Синэкология является наукой об экосистемах, их структуре и функционировании. Аутоэкология изу ...

Разделы