Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных групп
Гигиена и экология / Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных групп
Страница 3

6.2.7. Сергета І.В, Олійник М.П., Бардов В.Г. Гігієна та охорона праці користувача ЕОМ. — Вінниця: РВВ ВАТ “Віноблдрукарня”, 1998. — 112 с.

ЭВМ. - Винница: РВВ ВАТТ “Виноблдрукарня”, 1998. - 112 с.

7. Оснащение занятия

1. Хронорефлексометр, таблицы Шульте-Платонова, корректурные таблицы, глазомерная линейка, электротермометр, динамометры.

2. Трафареты-задания для теста Керна-Ирасека.

3. Тест-задания для оценки точности координации движений.

4. Ножницы, листы бумаги, карандаши.

5. Наборы рядов цифр, слов и геометрических фигур для определения производительности механической, вербально-логической и образной памяти.

6. Наборы слов для оценки вербально-логического мышления.

7. Таблицы: - Схема режима суточной деятельности учеников разного возраста;

-Образцы недельного расписания занятий.

8. Задания для самостоятельной работы студентов.

Приложение 1

УЧЕБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по методике исследования возрастных психофизиологических особенностей организма детей и подростков

Определение скорости зрительно-моторной реакции. Для определения скорости этой реакции используют методику хронорефлексометрии (рис. 40.1). Необходимо предложить исследуемому в ответ на появление светового сигнала на панели прибора с максимальной скоростью нажимать на кнопку или наоборот (в зависимости от конструкции хронорефлексометра) отпускать ее. Исследования повторяют от 10 до 100 раз. Регистрируют среднюю величину латентного периода простой зрительно-моторной реакции.

В ходе определения сложной (дифференцированной) зрительно-моторной реакции исследуемому предлагают в ответ на предъявление сигналов белого (желтого), зеленого и красного цветов реагировать таким образом: при появлении белого (желтого) и зеленого цветов с максимальной скоростью нажимать или отпускать кнопку, а на красный свет - не реагировать. Исследования проводят от 5 до 25 раз. Регистрируют среднюю величину латентного периода дифференцированной зрительно-моторной реакции в ответ на появление белого (желтого) света.

Определение подвижности нервных процессов. Ход исследования аналогичный предыдущему. Но регистрируют число срывов условных реакций в ответ на предъявление дифференцированного раздражителя - светового сигнала красного цвета.

Определение уравновешенности нервных процессов. Как критерий оценки уравновешенности нервных процессов используют величину ошибки в ходе определения реакции на объект, который двигается (стрелка электродинамического хронорефлексометра). Необходимо предложить исследуемому нажатием кнопки остановить стрелку на месте, которое было обусловлено заранее (рис. 40.1). Исследования проводят от 10 до 100 раз. Регистрируют среднюю величину ошибки.

Исследование переключения внимания. При определении скорости переключения внимания исследуемому предлагают 3 варианта работы с красно-черной таблицей Шульте-Платонова (рис. 40.2).

В первом варианте с максимальной скоростью необходимо показать все черные цифры с 1 до 25 в порядке увеличения, во втором - все красные цифры с 24 до 1 в порядке уменьшения и, наконец, в третьем - одновременно поочередно показать черные и красные цифры: черные в порядке увеличения, красные в порядке уменьшения. Например: 1(черная) - 24(красная), 2(черная) - 23(красная) и т.д.

Для оценки скорости переключения внимания регистрируют время выполнения заданий, а также число ошибок в ходе работы с таблицей. Величина интегрального показателя переключения внимания (Т) рассчитывается по формуле: Т = С - (А + В), где А, В, и С время (в с), израсходованное на выполнение задания соответственно в первом, втором и третьем вариантах.

Исследование стойкости внимания. Оценка показателей стойкости внимания осуществляется с использованием специальных корректурных таблиц (рис. 40.3). Во время выполнения тестового задания исследуемый на протяжении определенного времени подчеркивает и вычеркивает определенные знаки или фигуры, которые были определены заранее.

Критериальными характеристиками стойкости внимания считают число знаков (или фигур), которые были обработаны, и количество ошибок, которые были допущены.

Определение критической частоты слияния световых миганий. Параметры критической частоты световых миганий и, соответственно, лабильности зрительного анализатора определяют на основании оценки данных относительно частоты слияния световых раздражений, при которой исследуемый еще различает отдельные мигания, которые предъявляются во время работы со специальным прибором (рис. 40.4).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Экономические механизмы охраны природы
Проблема защиты экологии встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредны ...

К популяционной организации политипического вида (на примере рыжей полевки - clethrionomys glareolus shreb.)
Анализ популяционной организации и динамики численности европейской рыжей полевки - типичного представителя мегаареальных политипических видов млекопитающих Палеарктики - подтвердил высказанное на ...

Биогеография морского бентоса
в биосфере Земли можно выделить четыре основных типа сравнительно независимых друг от друга ЦС: морские, пресноводные и наземные. В свою очередь морские ЦС можно разделить на бентосные, биотоп кот ...

Разделы