Методы гигиенической оценки комплексного влияния параметров микроклимата на теплообмен человекаГигиена и экология / Методы гигиенической оценки комплексного влияния параметров микроклимата на теплообмен человекаСтраница 2
4.4. Рассчитайте и оцените тепловой баланс “стандартного человека” (рост 170 см, масса тела 65 кг, площадь поверхности тела 1,8 м2), находящегося в легкой одежде. Выполняет работу средней тяжести (энергозатраты 180 ккал/ч.) температура тела 36ОС. В помещении, температура воздуха составляет 18ОС, средняя температура окружающих поверхностей 16ОС, скорость движения воздуха 0,5 м/с, относительная влажность 85 %.
5. Структура и содержание занятия
Занятие лабораторное. Тема рассчитана на 2 академических часа. На первой половине занятия студенты овладевают:
а) метод клинико-физиологического исследования влияния микроклимата на напряжение процессов терморегуляции организма (методика изложена в приложении 1);
б) метод кататермометрии как одним из методов физического моделирования комплексной оценки влияния микроклимата на организм и соответствия полученных данных гигиеническим нормативам (табл. 1). Методика работы с кататермометром описана в приложении 1 к теме занятия № 7.
Вторая половина занятия посвящена освоению расчетных методов оценки влияния микроклимата закрытых помещений на организм:
а) методики определения эквивалентно-эффективных и результирующих температур (по термометрическим картам “стандартного человека”) и оценки соответствия ЭЭТ и РТ гигиеническим нормативам (табл. 1 и приложение 2);
б) изучению теплового баланса путем сравнения теплообразования и теплопотерь: излучением, проведением, испарением влаги с поверхности кожи, легких и слизистых оболочек с использованием собственных антропометрических данных (методика изложена в приложении 3).
6. Литература
6.1. Основная:
6.1.1. Общая гигиена: пропедевтика гигиены /Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиев, В.Г. Бардов и др.- 2-е изд. перераб. и доп.- К.: Вища шк., 2000.- С. 207-237.
6.1.2. Даценко І.І., Габович Р.Д. Основи загальної і тропічної гігієни. - К.: «Здоров’я», 1995. - С. 22-31.
6.1.3. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян. Гигиена. - К.: Вища шк., 1983. - С. 36-40.
6.1.4. Загальна гігієна. Посібник для практичних занять. / І.І.Даценко, О.Б. Денисюк С.Л., Долошицький/за загальною ред. І.І. Даценко. - Львів: «Світ», 1992. - С. 41-42.
6.1.5. Лекции.
6.2. Дополнительная:
6.2.1. Новожилов Л.А., Ломов С.Т. Гигеническая оценка микроклимата. - Л., 1986.
6.2.2. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда / Под ред. А.М. Шевченко. - К.: Вища шк., 1986. - С. 54-67.
6.2.3. І.І.Даценко, Р.Д.Габович Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. – К., “Здоров’я”, 1999. - С. 120-124.
6.2.4. Г.Х. Шахбазян. Гигиена производственного микроклимата. К., 1978.
6.2.5. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене / Под ред. Е.И. Гончарука. - Г.: Медицина, 1990. - С. 318-327.
6.2.6. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функцийчеловека при действии экстремальных факторов. - Л.: «Наука», 1982. - 104 с.
7. Оснащение занятия
1. Психрометр аспирационный.
2. Кататермометр шаровой и таблица теплоощущений при разных уровнях охлаждающей способности воздуха.
3. Электротермометр с детектором для кожи.
4. Тонометр.
5. Гальванометр для определения электропроводности кожи (потовыделение).
6. Таблицы эквивалентно-эффективных и результирующих температур.
7. Номограммы эквивалентно-эффективных и результирующих температур.
8. Формулы для расчета тепловыделения излучением, проведением, потоиспарением.
9. Задание студентам по оценке комплексного влияния микроклимата на теплообмен.
Приложение 1.
Методика клинико-физиологического исследования влияния микроклимата на организм и самочувствие человека
Студенты академической группы делятся на 2 бригады: одна бригада изучает состояние микроклимата в комфортных условиях учебной лаборатории (контрольная группа), вторая - в условиях дискомфортного микроклимата (камеральные условия).
Дискомфортный микроклимат создается искусственно: переохлаждающий микроклимат создается в одном из помещений кафедры обычным путем (открываются двери, окна, создаются сквозняки); перегревный микроклимат создается в специальном боксе (дополнительно устанавливают отопительные приборы, повышают влажность воздуха путем выпарывания воды из открытых поверхностей разных емкостей).
Смотрите также
Биогеография морского бентоса
в биосфере Земли можно выделить четыре основных типа сравнительно независимых
друг от друга ЦС: морские, пресноводные и наземные. В свою очередь морские ЦС можно
разделить на бентосные, биотоп кот ...
Экологическая ниша
Понятие ниши пронизывает все сферы экологии. Если бы термину «экологическая ниша»
не придавали так много самых разных значений, то экологию можно было бы определить
как науку о нишах. Многие аспек ...
Биологические опасности, связанные с пищей
Научно-технический прогресс сильно повлиял на сферу производства продуктов питания. Технологическая обработка продуктов, консервирование, рафинирование, длительное и неправильное хранение резко снизил ...