Методы гигиенической оценки комплексного влияния параметров микроклимата на теплообмен человекаГигиена и экология / Методы гигиенической оценки комплексного влияния параметров микроклимата на теплообмен человекаСтраница 3
Напряжение процессов терморегуляции изучают у контрольной и подопытной группы дважды: в состоянии покоя, через 10-15 минут адаптации студентов к данным микроклиматическим условиям, и сразу же после выполнения дозированной работы (15-20 приседаний или 10-15 отжиманий руками от пола и т.п.).
Оценка напряжения процессов терморегуляции осуществляется по таким клинико-физиологическим показателям:
1. Температура кожи лба, тыла кисти, грудины, тыла стопы в °С;
2. Разность температур кожи лба, тыла кисти, грудины, тыла стопы в °С;
3. Частота дыхания за 1 мин.;
4. Частота сердечных сокращений (пульс) за 1 мин.;
5. Артериальное давление в мм. рт. ст.;
6. Проба на продолжительность произвольной задержки дыхания на глубине вдоха в секундах;
7. Наличие и интенсивность потовыделения кожи лба (описательно или по методу Мищука - йодкрохмальная проба, определением электропроводности кожи) в условных единицах.
Кроме того, студенты контрольной и подопытной групп фиксируют субъективные показатели теплового состояния по шкале: “холодно”, “прохладно”, “комфортно” или “нормально”, “ тепло”, “жарко”, “очень жарко”.
Результаты исследований параметров микроклимата и показателей состояния организма заносят в таблицы 2 и 3.
На этой же первой половине занятия студенты переходят к освоению других методов комплексной оценки влияния микроклимата на теплообмен организма.
В частности, ими должен быть освоен один из так называемых методов физического моделирования (кататермометрия, фригометрия).
Получив данные об охлаждающей способности окружающей среды (комфортного микроклимата одной из учебных лабораторий и дискомфортного микроклимата, который искусственно создается в одном из помещений или боксе кафедры) студенты дают оценку микроклиматическим условиям методом кататермометрии. При этом они пользуются нормативами, приведенными в таблице 1.
Таблица 1.
Методы комплексной оценки влияния микроклиматических факторов на организм
Показатели | Методы | ||
Кататермометрии | Эквивалентно-эффективной Температуры (ЭЭТ) | Результирующей температуры (РТ) | |
Факторы, которые учитывает даный метод. |
Температура воздуха, скорость движения воздуха, радиационная температура. |
Температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха. |
Температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха, радиационная температура. |
Показатели, которые используются для оценки реакции организма. |
Охлаждающая способность среды (охлаждение резервуара кататермометра – Н). |
Тепловое ощущение человека. |
Тепловое ощущение человека. |
Единицы измерения | мкал/см2.с | Условные единицы (град. ЭЭТ). | Условные единицы (град. РТ). |
Зона теплового комфорта при работе разной тяжести: - легкая; - средней тяжести; - разновески. |
5,5-7,0 8,4-10,0 15,4-18,4 |
17,2-21,7 16,2-20,7 14,7-19,2 |
16-18 13-16 10-13 |
Недостатки метода: |
1. Охлаждение прибора приравнивается к реакции человека. 2. Не учитывается влияние влажности воздуха. |
Не учитываются потери тепла излучением. |
Не учитываются индивидуальные особенности состояния организма (здоровый, больной и прочее). |
Смотрите также
Влияние низкотемпературного закаливания на протеолитическую активность и содержание
фотосинтетических пигментов в листьях проростков озимой пшеницы
На проростках озимой пшеницы (Тп11сит aestivum 1.) изучена динамика активности
амидаз, цистеиновых про-теиназ, а также содержания фотосинтетических пигментов при
холодовом (4°С) закаливании. Показ ...
Роль изоферментов лактатдегидрогеназы в адаптациях млекопитающих Карелии
В экстрактах тканей сердца, почек, скелетных мышц, печени, легких, селезенки
у американской норки (Mustela vison L.), песца (Aiopex iagopus), лисицы ( Vuipes
vuipes L.), лесной куницы (Martes mart ...
Дно как биотоп
Люди довольно хорошо представляют себе, как выглядит поверхность суши. Однако
о том, как выглядит поверхность 3/4 Земли — морское дно и какие там условия, у подавляющего
большинства представления ...