Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных групп
Гигиена и экология / Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных групп
Страница 1

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

1. Учебная цель

1.1. Ознакомиться с методиками изучения возрастных психофизиологических особенностей организма детей и подростков.

1.2. Овладеть методикой определения функциональной готовности детей к обучению в школе.

1.3. Усвоить методики составления и гигиенической оценки режима дня и расписания занятий для школьников разного возраста, основные принципы гигиенической оценки учебных пособий и школьных учебников.

1.4. Ознакомиться с методикой гигиенической оценки организации внешкольной деятельности и свободного времени учеников.

2. Исходные знания и умения

2.1. Знать:

2.1.1. Возрастно-половые, анатомо-физиологические и психофизиологические особенности организма детей и подростков.

2.1.2. Медицинские, физиологические и психолого-педагогические критерии оценки уровня развития ребенка.

2.1.3. Нарушения здоровья и заболевания, которые могут быть обусловлены влиянием неблагоприятных факторов учебно-воспитательного процесса

2.1.4. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательной деятельности, составлению расписания занятий, учебных пособий, организации и методики проведения урока, организации внешкольной деятельности и свободного времени учеников.

2.2. Уметь:

2.2.1. Определять возрастные психофизиологические особенности организма детей и подростков.

2.2.2. Осуществлять гигиеническую оценку функциональной готовности детей к обучению в школе.

2.2.3. Проводить гигиеническую оценку режима дня, расписания уроков, учебных пособий, организации и методики проведения урока, а также организации внешкольной деятельности и свободного времени учеников.

3. Вопросы для самоподготовки

3.1. Возрастно-половые, анатомо-физиологические и психофизиологические особенности организма детей и подростков.

3.2. Медицинские, физиологические и психолого-педагогические критерии оценки уровня развития ребенка. Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей организма детей и подростков.

3.3. Нарушения здоровья и заболевания, которые могут быть обусловлены влиянием неблагоприятных факторов учебно-воспитательного процесса.

3.4. Понятие о школьной зрелости. Гигиенические основы и методика определения функциональной готовности ребенка к обучению в школе.

3.5. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных школах.

3.6. Понятие о режиме дня и основные режимные элементы. Особенности гигиенического нормирования режима суточной деятельности учеников. Гигиенические принципы составления режима дня детей и подростков.

3.7. Гигиенические требования к расписанию занятий в школе и методика его оценки.

3.8. Гигиенические требования к организации и методике проведения урока. Особенности обучения детей шестилетнего возраста.

3.9. Гигиенические требования к учебным пособиям для детей школьного возраста.

3.10. Особенности учебно-воспитательного процесса в новых перспективных учебных заведениях (гимназии, лицее, колледже и т.п.), специализированных школах, детских санаториях и оздоровительных учреждениях.

3.11. Гигиенические требования к организации внешкольной деятельности и свободного времени учеников.

4. Задача для самоподготовки

4.1. В медицинский пункт школы обратился ученик 10 класса общеобразовательной школы с жалобами на плохой сон, усталость и головную боль. В ходе обследования подростка школьный врач патологии не выявил. Во время опроса установлено, что школьник учится в первую смену, посещает школьный физический кружок. Свое время распределяет таким образом: просыпается в 700, утренний туалет 700–730, завтрак 730–750, подготовка домашних заданий – 750–850, дорога к школе – 850–900, пребывание в школе – 900–1400, дорога со школы домой – 1400–1410, обед – 1410–1430, отдых, помощь родителям – 1430–1600, подготовка домашних заданий – 1600–2000, ужин – 2000–2020, просмотр телепередач – 2020–2345, вечерний туалет – 2345–2400, ложится спать в 2400. Дайте гигиеническую оценку режима дня школьника и, если необходимо, предложите рекомендации относительно его оптимизации.

4.2. Дайте гигиеническую оценку расписания уроков для учеников 8 класса:

Понедельник

Вторник

Среда

1. Украинский язык

1.Черчение

1. Биология

2. Укр. литература.

2. Украинский язык

2. Алгебра

3. Химия

3. География

3. Укр. литература

4. Алгебра

4. Геометрия

4. Физкультура

5. Английский язык

5. Биология

5. Химия

6. История

6. Труд

6. Труд

Четверг

1. Алгебра

2. Английский язык

3. География

4. Физика

5. Химия

6. Геометрия

Пятница

1. Украинский язык 2. Алгебра

2. Английский язык

3. Черчение

4. География

5. История

Суббота

1. Физкультура

2. География

3. Физика

4. Английский язык

5. Укр. литература

6. Биология

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Особенности природоохранной деятельности в России.
В нашей стране на первом этапе становления хозяйственного механизма природопользования недостатки административной системы руководства проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. ...

Понятие исследования
В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, — главным фактором повышения эффективности управления. Исследование — это не только ...

Экономические методы охраны окружающей среды и особенности их использования в России
Проблема защиты экологии встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредны ...

Разделы