Методика гигиенического контроля за организацией физического и трудового обучения детей и подростков. Врачебно-профессиональная консультация и медицинский профессиональный отбор подростков в условиях
Гигиена и экология / Методика гигиенического контроля за организацией физического и трудового обучения детей и подростков. Врачебно-профессиональная консультация и медицинский профессиональный отбор подростков в условиях
Страница 7

Основные этапы проведения профессионального отбора

К основным этапам проведения профессиональной консультации и профессионального отбора относят:

— изучение состояния здоровья и адаптационных ресурсов организма;

— определение ключевых для данной профессии психофизиологических функций на основании анализа литературных данных, хронометражных наблюдений за ходом занятий по производственному обучению и трудовым процессом;

— проведение экспертной оценки степени профессиональной значимости психофизиологических функций и физических качеств при участии высококвалифицированных специалистов, физиологов, гигиенистов, мастеров производственного обучения;

— подбор адекватных, информативных, надежных и, вместе с тем, простых методик исследования профессионально-значимых функций;

— учет мотивационной направленности, личностно-типологических и нервно-психических особенностей организма та исходного уровня развития ключевых функций;

— сопоставление полученных результатов с требованиями профессиограммы и психофизиограммы специальности, которая изучается;

— научно-обоснованное прогнозирование успешности профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Методики прогнозирования успешности профессиональной деятельности

К числу наиболее распространенных методов проведения профессионального отбора, а также прогнозирования успешности профессионального обучения и будущей профессиональной деятельности следует отнести:

— методику выделения границ физиологических колебаний состояния критериальных функций, которая предусматривает определение типов рефлекторных реакций и их дальнейшую оценку;

— векторный анализ профессиональной перспективности;

— методику бальной оценки уровня развития ключевых профессионально-значимых функций с определением прогноза успешности профессионального обучения;

— прогнозирование профессиональной пригодности на основе фундаментальных положений нечеткой логики, нейронных и нейрон-нечетких сетей.

Выделение границ физиологических колебаний состояния критериальыих функций и определение типа рефлекторных реакций организма позволяет выявить лица с высоким, средним или низким уровнем развития ключевых профессионально-значимых функций, определить как индивидуальный характер их формирования, так и общие закономерности развития физиологических реакций, обусловленные возрастно-половыми особенностями.

Векторный анализ профессиональной перспективности это наиболее наглядный метод профессионального отбора учеников, который позволяет определить особенности индивидуального развития критериальных функций с дальнейшим графическим изображением профиля психофизиологического развития организма школьников.

Определение успешности профессионального обучения на основании бальной оценки уровня развития ключевых профессионально-значимых функций предусматривает проведение исследования особенностей развития критериальных характеристик функционального состояния организма, в частности бальную оценку степени развития ключевых функций и обобщенное определение прогноза успешности профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (табл. 5).

Таблиця 5

Бальная оценка степени развития ключевых профессионально-значимых функций

Балы

Показатели развития профессионально-значимых психофизиологических функций

Латентный период простой зрительно–моторной реакции, мс

Подвижность нервных процессов (число срывов дифференцированных реакций)

Уравновешенность нервных процессов (ошибка в мс)

Скорость переключения внимания, с

Линейный глазомер (ошибка в мм)

Мышечно-суставная чувствительность (ошибка в градусах)

Координация движения (интегральный показатель в усл. ед.)

0

>310

5

>100

>150

>15,0

>15,0

>4,00

1

296-309

91-100

141-150

13,6-15,0

13,6-15,0

3,01-4,00

2

281-295

4

81-90

131-140

12,1-13,5

12,1-13,5

2,01-3,00

3

266-280

71-80

121-130

10,6-12,0

10,6-12,0

1,76-2,00

4

251-265

3

61-70

111-120

9,1-10,5

9,1-10,5

1,51-1,75

5

236-250

51-60

101-110

7,6-9,0

7,6-9,0

1,26-1,50

6

221-235

2

41-50

91-100

6,1-7,5

6,1-7,5

1,01-1,25

7

206-220

31-40

81-90

4,6-6,0

4,6-6,0

0,76-1,00

8

191-205

1

21-30

71-80

3,1-4,5

3,1-4,5

0,51-0,75

9

176-190

11-20

61-70

1,6-3,0

1,6-3,0

0,26-0,50

10

175

0

0-10

60

0-1,5

0-1,5

0,25

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Аутоэкология
Экологию часто разделяют на аутоэкологию и синэкологию. Эти две науки отличаются предметом и методами. Синэкология является наукой об экосистемах, их структуре и функционировании. Аутоэкология изу ...

Роль изоферментов лактатдегидрогеназы в адаптациях млекопитающих Карелии
В экстрактах тканей сердца, почек, скелетных мышц, печени, легких, селезенки у американской норки (Mustela vison L.), песца (Aiopex iagopus), лисицы ( Vuipes vuipes L.), лесной куницы (Martes mart ...

Заключение.
Основным критерием экологической политики вообще является ее действенность. Распространено мнение, что в экологической сфере наиболее действенным является административный подход, то есть подход рас ...

Разделы