Методика гигиенического контроля за организацией физического и трудового обучения детей и подростков. Врачебно-профессиональная консультация и медицинский профессиональный отбор подростков в условиях
Гигиена и экология / Методика гигиенического контроля за организацией физического и трудового обучения детей и подростков. Врачебно-профессиональная консультация и медицинский профессиональный отбор подростков в условиях
Страница 7

Основные этапы проведения профессионального отбора

К основным этапам проведения профессиональной консультации и профессионального отбора относят:

— изучение состояния здоровья и адаптационных ресурсов организма;

— определение ключевых для данной профессии психофизиологических функций на основании анализа литературных данных, хронометражных наблюдений за ходом занятий по производственному обучению и трудовым процессом;

— проведение экспертной оценки степени профессиональной значимости психофизиологических функций и физических качеств при участии высококвалифицированных специалистов, физиологов, гигиенистов, мастеров производственного обучения;

— подбор адекватных, информативных, надежных и, вместе с тем, простых методик исследования профессионально-значимых функций;

— учет мотивационной направленности, личностно-типологических и нервно-психических особенностей организма та исходного уровня развития ключевых функций;

— сопоставление полученных результатов с требованиями профессиограммы и психофизиограммы специальности, которая изучается;

— научно-обоснованное прогнозирование успешности профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Методики прогнозирования успешности профессиональной деятельности

К числу наиболее распространенных методов проведения профессионального отбора, а также прогнозирования успешности профессионального обучения и будущей профессиональной деятельности следует отнести:

— методику выделения границ физиологических колебаний состояния критериальных функций, которая предусматривает определение типов рефлекторных реакций и их дальнейшую оценку;

— векторный анализ профессиональной перспективности;

— методику бальной оценки уровня развития ключевых профессионально-значимых функций с определением прогноза успешности профессионального обучения;

— прогнозирование профессиональной пригодности на основе фундаментальных положений нечеткой логики, нейронных и нейрон-нечетких сетей.

Выделение границ физиологических колебаний состояния критериальыих функций и определение типа рефлекторных реакций организма позволяет выявить лица с высоким, средним или низким уровнем развития ключевых профессионально-значимых функций, определить как индивидуальный характер их формирования, так и общие закономерности развития физиологических реакций, обусловленные возрастно-половыми особенностями.

Векторный анализ профессиональной перспективности это наиболее наглядный метод профессионального отбора учеников, который позволяет определить особенности индивидуального развития критериальных функций с дальнейшим графическим изображением профиля психофизиологического развития организма школьников.

Определение успешности профессионального обучения на основании бальной оценки уровня развития ключевых профессионально-значимых функций предусматривает проведение исследования особенностей развития критериальных характеристик функционального состояния организма, в частности бальную оценку степени развития ключевых функций и обобщенное определение прогноза успешности профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (табл. 5).

Таблиця 5

Бальная оценка степени развития ключевых профессионально-значимых функций

Балы

Показатели развития профессионально-значимых психофизиологических функций

Латентный период простой зрительно–моторной реакции, мс

Подвижность нервных процессов (число срывов дифференцированных реакций)

Уравновешенность нервных процессов (ошибка в мс)

Скорость переключения внимания, с

Линейный глазомер (ошибка в мм)

Мышечно-суставная чувствительность (ошибка в градусах)

Координация движения (интегральный показатель в усл. ед.)

0

>310

5

>100

>150

>15,0

>15,0

>4,00

1

296-309

91-100

141-150

13,6-15,0

13,6-15,0

3,01-4,00

2

281-295

4

81-90

131-140

12,1-13,5

12,1-13,5

2,01-3,00

3

266-280

71-80

121-130

10,6-12,0

10,6-12,0

1,76-2,00

4

251-265

3

61-70

111-120

9,1-10,5

9,1-10,5

1,51-1,75

5

236-250

51-60

101-110

7,6-9,0

7,6-9,0

1,26-1,50

6

221-235

2

41-50

91-100

6,1-7,5

6,1-7,5

1,01-1,25

7

206-220

31-40

81-90

4,6-6,0

4,6-6,0

0,76-1,00

8

191-205

1

21-30

71-80

3,1-4,5

3,1-4,5

0,51-0,75

9

176-190

11-20

61-70

1,6-3,0

1,6-3,0

0,26-0,50

10

175

0

0-10

60

0-1,5

0-1,5

0,25

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Понятие исследования
В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, — главным фактором повышения эффективности управления. Исследование — это не только ...

Экологическая ниша
Понятие ниши пронизывает все сферы экологии. Если бы термину «экологическая ниша» не придавали так много самых разных значений, то экологию можно было бы определить как науку о нишах. Многие аспек ...

Экономические механизмы охраны природы
Проблема защиты экологии встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредны ...

Разделы