Методика гигиенического контроля за организацией физического и трудового обучения детей и подростков. Врачебно-профессиональная консультация и медицинский профессиональный отбор подростков в условиях
Гигиена и экология / Методика гигиенического контроля за организацией физического и трудового обучения детей и подростков. Врачебно-профессиональная консультация и медицинский профессиональный отбор подростков в условиях
Страница 5

К специальной группе физического воспитания относят детей и подростков, которые имеют значительные отклонения в состоянии здоровья временного или постоянного характера. Занятие физической культурой с ними проводят по специально разработанным дифференцированным программам и программам ЛФК.

Санитарно-гигиеническая оценка урока трудового воспитания школьников определяет необходимость проведения хронометражных наблюдений, осуществление контроля за содержанием (характеристика основных трудовых операций, особенности выбора материала и обеспечение профильности политехнической подготовки, соблюдение норм относительно продолжительности и объема рабочего процесса, поднятие и перемещение грузов), режимом (место урока в режиме учебных занятий и его построение, особенности представления учебного материала, методики и наглядности преподавания, использование форм активного отдыха) и условиями обучения (определение санитарно-гигиенических условий обучения и соответствия оборудования мастерских длине тела учеников, соблюдение правил техники безопасности), выявление степени развития усталости учеников в ходе учебного процесса, а также исследование функционального состояния детей и подростков во время выполнения трудовой деятельности (рис.41.2).

Приложение 2

УЧЕБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Методика гигиенической оценки двигательной активности детей и подростков

Критерии комплексной оценки двигательной активности детей и подростков это число локомоций, величина энерготрат и продолжительность динамического компонента как в суточном цикле, так и на протяжении определенного промежутка времени, которое исследуется, например в учебное или во внеурочное время

Число локомоций (в шагах) определяют с помощью шагомера, который крепится к одежде обследуемого в вертикальном положении вблизи от центра тяжести его тела.

Величину энерготрат (в кдж или ккал) рассчитывают хронометражно–табличним методом с учетом того, что энерготраты организма состоят из таких компонентов: основной обмен; затраты энергии на рост, развитие и отложение тканевых веществ (15% от величины основного обмена); затраты энергии, связаны со специфически–динамическим действием пищи (10% от величины основного обмена); затраты энергии, обусловленные выполнением определенной деятельности и двигательной активностью.

Для определения энерготрат, которые связаны с двигательной активностью, время, которое было израсходовано на выполнение отдельного вида деятельности, умножают на энергетическую ценность этой деятельности и на массу тела исследуемого. Величину общих энерготрат рассчитывают по формуле:

Э = ,

где: Э - величина общих энерготрат;

ЭРА — величина энерготрат, которые обусловлены двигательной активностью

Продоложительность двигательного динамичного компонента (в минутах или в %) определяют на основании данных хронометражных наблюдений, анкетирования или интервьюирования учеников.

Для индивидуальной оценки двигательной активности в отдельные промежутки времени учитывают наличие параболоподобной зависимости физиологических реакций организма от значений суточной двигательной активности и используют стандартизованные шкалы (рис. 41.3).

В частности, для оценки уровня двигательной активности подростков 15-17 лет следует использовать нормативные значения двигательной активности, которые приведены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Показатели суточной двигательной активности подростков 15–17 лет

Пол

Показатели суточной двигательной активности

число локомоций, шаги

энерготраты,

кДж

динамический компонент, мин.

Девушки

20000 – 25000

12500 - 14500

180 – 270

Юноши

25000 – 30000

14500 - 16500

180 – 240

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Биогеография
Основная цель экологии состоит в том, чтобы понять те разнообразные факторы, которые влияют на распределение и обилие животных и растений (Andrewartha, Birch, 1954; Krebs, 1972; Mac-Arthur, 1972). ...

Аутоэкология
Экологию часто разделяют на аутоэкологию и синэкологию. Эти две науки отличаются предметом и методами. Синэкология является наукой об экосистемах, их структуре и функционировании. Аутоэкология изу ...

Влияние окружающей среды на живые организмы
Все  процессы  в  биосфере   взаимосвязаны.   Человечество   -   лишь незначительная часть биосферы,  а  человек  является  л ...

Разделы