Методика гигиенического контроля за организацией физического и трудового обучения детей и подростков. Врачебно-профессиональная консультация и медицинский профессиональный отбор подростков в условиях
Гигиена и экология / Методика гигиенического контроля за организацией физического и трудового обучения детей и подростков. Врачебно-профессиональная консультация и медицинский профессиональный отбор подростков в условиях
Страница 3

6.2.7. Сергета І.В., Бойчук Б.Р., Латанюк С.О.та ін. Загальна гігієна. Навчальний посібник до практичних занять для студентів VI курсу медичного факультету— Тернопіль: Укрмедкнига, 1999. — С. 104—112.

6.2.8. Сергета І.В, Олійник М.П., Бардов В.Г. Гігієна та охорона праці користувача ЕОМ. — Вінниця: РВВ ВАТ “Віноблдрукарня”, 1998. — 112 с.

6.2.9. Берзинь В.И. и др. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков – К.: Вища шк. 1989. – С.127-162, 178-186.

6.2.10. Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н.Кардашенко. — М.: Медицина, 1988. — С. 169—261.

6.2.11. Минх А.А. Методы гигиенических исследований. — М., Медицина, 1971. — С. 545—548.

6.2.12. Покровский В.А. Гигиена. — М., Медицина, 1979. — С. 435—447, 488—490.

7. Оснащение занятия

1. Таблицы:

- Физиологическая кривая физической нагрузки;

- Группы физического воспитания;

- Сроки возобновления занятий физической культурной после острых заболеваний;

- План мастерской для уроков трудового воспитания.

2. Секундомер, тонометр, пульсотахометр.

3. Таблицы Платонова, корректурные таблицы, рисунки фигур для оценки психофизиологических функций.

4. Хронорефлексометр, электротермометр.

5. Задания для самостоятельной работы студентов.

Приложение 1

УЧЕБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Методика гигиенической оценки уроков физической культуры и трудового обучения

Гигиеническая оценка урока физической культуры предусматривает проведение хронометражных наблюдений (вступительная, подготовительная, основная и заключительная части), определение общей плотности урока и внешних признаков усталости, построение физиологических кривых физической нагрузки, использование функциональных проб, исследование уровня двигательной активности и степени физической подготовленности, осуществление контроля за воздушно-тепловым режимом внутришкольной среды и оценку правильности медицинского обеспечения урока.

В ходе проведения хронометражных наблюдений учитывают, что вступительная часть (3-4 минуты) предусматривает организацию коллектива и его подготовку к уроку. В подготовительной части (12-15 минут) проводят общую физическую подготовку. Основная часть (20-25 минут), которая собственно и является темой урока, делится на 2 периода, а именно: периоды формирования двигательных привычек и подвижной игры, заключительная часть (3-5 минут) должна обеспечить приведение организма к исходному состоянию.

Общая плотность урока физической культуры представляет собой отношение полезного времени, т.е. времени, которое было израсходовано на выполнение разных движений, показ физических упражнений и их объяснение учителем, построение, уборка спортивного инвентаря, к общей продолжительности занятия. Соответственно гигиеническим требованиям ее величина должна быть не менее, чем 80%. Плотность урока физической культуры представляет собой отношение времени, которое было израсходовано на выполнение разных движений, к общей продолжительности занятия. Согласно гигиеническим нормативам ее величина должна быть не менее, чем 60%.

Физиологическая кривая физической нагрузки представляет собой графическое изображение реакций основных показателей функционального состояния организма (частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания и т.п.) в ответ на физическую нагрузку. В условиях правильного построения урока физиологическая кривая должна иметь двухпиковую параболическую форму, причем после вступительной части урока уровень физиологических показателей, как правило, должен увеличиваться на 15-20%, после периода формирования двигательных навыков основной части - на 50-60%, после подвижной игры - на 70-90%, после заключительной части - на 5-10%, что свидетельствует о наличии тренировочного эффекта и через 2-3 минуты после окончание урока должны возвращаться к уровню исходных значений (рис. 41.1).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Роль изоферментов лактатдегидрогеназы в адаптациях млекопитающих Карелии
В экстрактах тканей сердца, почек, скелетных мышц, печени, легких, селезенки у американской норки (Mustela vison L.), песца (Aiopex iagopus), лисицы ( Vuipes vuipes L.), лесной куницы (Martes mart ...

Органические контаминанты
Летучие органические соединения Летучие органические соединения (ЛОС) — водные примеси, которые представляют опасность, когда их концентрация достигает даже незначительных уровней. Отличительная особ ...

Влияние окружающей среды на живые организмы
Все  процессы  в  биосфере   взаимосвязаны.   Человечество   -   лишь незначительная часть биосферы,  а  человек  является  л ...

Разделы