Методика гигиенической оценки оборудования и содержания учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков
Гигиена и экология / Методика гигиенической оценки оборудования и содержания учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков
Страница 11

К числу основных размеров учебной мебели, которая используется в ходе проведения их гигиенической оценки, относят следующие (рис. 39.3):

· высота заднего края стола, является расстоянием от заднего края стола до пола;

· высота сидения, это расстояние от переднего края сидения до пола, она должна отвечать длине голени вместе со стопой и добавлением 1,5–2 см на высоту подошвы, обеспечивает сгибание ног в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а также адекватный упор стопы в пол или подставку;

· дистанция сидения, представляет собой расстояние в горизонтальной плоскости от переднего края сидения до проекции на плоскость сидения заднего края крышки стола и может быть нулевой, если возле стола и стула расположенные на одной вертикали, положительной, если возле сидения не достигает опущенной от заднего края стола вертикали и отрицательной, если опущенная вертикаль попадает на плоскость сидения. Если во время учебного процесса ученик работает сидя (письмо, чтение и тому подобное) оптимальной считают отрицательную дистанцию, что составляет 3-5 см, в случае работы стоя (ответ на вопрос учителей и тому подобное) как оптимальную определяют положительную дистанцию сидения (рис. 39.4);

Рис. 39.4. Разные варианты дистанции сидения

(А – отрицательная; Б – нулевая; В – положительная)

· дистанция спинки, являет собой расстояние от заднего края крышки стола до спинки стула, которая должна превышать переднезадний размер грудной клетки школьника на ширину детской ладони;

· диференция, это расстояние в вертикальной плоскости от заднего края крышки стола до плоскости сидения, которая должна равняться расстоянию от сидения к локтю свободно опущенной руки с добавлением 5-6 см и обеспечивать свободное расположение рук на столе. Существенное уменьшение диференции принуждает ученика сильно наклоняться вперед и опираться на стол, что приводит к сжатию органов грудной клетки и брюшной полости, опусканию правого плеча и возникновению левостороннего сколиоза. А - увеличение диференции предопределяет поднятие правого плеча и возникновение правостороннего сколиоза (рис. 39.5);

Рис. 39.5 Положения тела при малом (а) и большом (б) размере диференции

· глубина сидения, это переднезадний размер сидения, который должен составлять от 2/3 до 3/4 длины бедра;

· высота спинки, должна достигать уровня поясничного отдела позвоночника и обеспечивать поддержку грудного отдела позвоночника;

· угол наклона крышки стола, должен равняться 15 °и, на этом основании, позволять ученику удерживать книжку или тетрадь на оптимальном расстоянии (30-35 см) от глаз под наибольшим углом при наименьшем наклоне головы, обеспечивая постоянную аккомодацию и предотвращая возникновение миопии;

· рельеф сидения, должен отвечать форме бедра и ягодиц и иметь небольшой наклон назад, который дает ученику возможность не сползать вперед во время выполнения основной учебной деятельности в положении сидя.

Для обеспечения учеников школьной мебелью в соответствии с длиной тела, и, следовательно, на основании распределения их по определенным ростовым группам, разработано 6 специальных размеров школьной мебели (ГСанПиН 5.5.2.008-01, ДСТУ 5994-93, 11015-93, 11016-93): №1 для учеников с длиной тела 100–115 см; №2 – для учеников с длиной тела 116–130 см; №3 – для учеников с длиной тела 131–145 см; №4 – для учеников с длиной тела 146–160 см; №5 – для учеников с длиной тела 161–175 см; №6 – для учеников с длиной тела свыше 176 см.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Взаимодействие климата и растительности
Климат — главный фактор, определяющий характер растительности. Растения в свою очередь также в некоторой степени воздействуют на климат. Как климат, так и растительность оказывают решающее влияние ...

Экологическая ниша
Понятие ниши пронизывает все сферы экологии. Если бы термину «экологическая ниша» не придавали так много самых разных значений, то экологию можно было бы определить как науку о нишах. Многие аспек ...

Влияние низкотемпературного закаливания на протеолитическую активность и содержание фотосинтетических пигментов в листьях проростков озимой пшеницы
На проростках озимой пшеницы (Тп11сит aestivum 1.) изучена динамика активности амидаз, цистеиновых про-теиназ, а также содержания фотосинтетических пигментов при холодовом (4°С) закаливании. Показ ...

Разделы